А с внутренней позиции ничего и определить невозможно. Просто церковь на ритуалы навешивает свои оценочные категории, то, что делает священник - хорошо, а если кто-то другой - плохо, это колдовство. (одно из самых тяжких обвинений было использование освященных соли и воды и воскресной молитвы для исцеления больных). Как известно, если один экспроприирует экспроприаторов, то это плохо, а если целая партия, то это хорошо, и называется не "грабеж", а "классовая справедливость". Логика та же.
Я не согласен, что окуривание церкви хоть кем-то может восприниматься как магический ритуал. Это ритуал храмовый, его дьякон выполняет ибо ръкомо в требнике. Ни у кого никаких мыслей он вызвать не может. А вот таинства, в особенности малые - например, освящение танков - думаю, даже совершающий оное батюшка на вопрос "А зачем?" не ответит "ибо тако глаголют основы Христианской веры". Но даже сказав: "Чтобы лучше стреляло" он это в жизни магией не признает, потому, что это ихние - шпионы, а наши - РАЗВЕДЧИКИ. Во. Хотя лютеранский богослов вполне мог бы обозвать все это магией.
В принципе, относятся ли прихожане, как к магическим к тем или иным ритуалам, надо решать путем социологического опроса. Я, конечно, попытаюсь опросить доступных православных, но из двух человек один, по-моему, лет 30 в церкви не был, а у второй, наоборот, дед - священник, она с детства все правильно понимает :)
Конечно, надо хотя бы договориться, как потом оценивать результаты опроса. Определение магии мы в жизни не согласуем, но, может, хоть договоримся признать магическими те действия, цель которого добиться не очень отдаленных изменений на физическом плане (в отличие от религиозных, споспешествующих спасению души)?
Удачи!
Отец Кабани |