из конференции Мерлин-клуба, 2000 г.
хочу сделать краткое поснение: что такое мистическая попса.
Сразу оговорюсь: попса - это не плохо. Просто сокращение от слова "популярное" (всем понятное, всеми одобряемое, всем нравящееся, не требующее размышлений, - ср. термин "популизм").
Литературу этого типа (как и тексты некоторых авторов в сети) легко определить по нескольким признакам (в большинстве случаев одного достаточно):
1) она не даёт новых идей, а лишь описывает то, что мы уже "знаем", и таким образом вызывает удовлетворение - мы поняты, наши мысли правильные и т.п. Это в точности тот же эффект, что в попсе эстрадной, где песня должны "говорить за слушателя то, что он думает и чувствует", - и чем больше ей это удаётся, тем яростнее фанатизм поклонников.
2) она эклектична: в мистической попсе легко смешиваются понятия самых разных систем и традиций, что аргументируется удобной для ума идеей о "единстве всех учений в их глубине", более того - единстве этой глубины с "глубиной" читательского "я". Как всякая полу-правда, это - очень сильный крючок. Единство есть, но оно эзотерично, и к нему нет иного пути, кроме как через конкретные формы одной традиции или через работу со всем многообразием традиций, не игнорирующую уникальность каждой. Первый путь ведёт к единству на уровне мистического опыта, второй - к единству на уровне бытийного и религиозного опыта. Это - отдельная тема, и здесь достаточно. 3) она поверхностна: то же, что описано выше - попса не вникает в уникальное существо ни одной из традиций, норовя снять общедоступные сливки с поверхности всех.
Попса - очень позитивная составляющая обывательской культуры. Она делает людей энергичными, радостными, довольными собой и друг другом, готовыми к хорошим отношениям в быту и на производстве.
Разумеется, человек, льсящий себя мыслью, что он хочет истины, или свободы, или вообще чего-то подлинного, и готов к ним, никакого интереса к попсе испытывать не может. Но это ничуть не делает её каким-то культурным браком, вовсе нет. Большинство людей должны как-то жить, во что-то верить и не чувствовать себя при этом просто толпой в убежище, ждущей, когда свершится чудо и откроют "ворота для всех", - они должны чувствовать себя не теми званными, которых, как известно, много, а теми избранными, которых раз-два и ищи ветра в поле.
Самое разумное - признать, что все мы являемся толпой, желающей лишь одного - обмануться и забыть об этом.
Посему - да отсохнет язык у всякого, клеймящего попсу! Ибо в нём говорит гордость. Это объяснит такому барану самая задрипаная овца в стаде, а если не дойдёт - то сообща обломаем рога!
>>Мысли к сожалению не мои, но я бы с удовльствием под ними подписался.