...нам кажется вполне обоснованным применить слово “сейд” ко всей системе архаичных древнегерманских практик. С точки зрения уже упомянутого выше Яна Фрайза и Найджела Пенника (см. его “Practical Magic in Northern Tradition”), практикующие подразделялись на
-дюлов (древнеисландские dulr, древнеанглийские thyle), поэтов и пророков, во многом аналогичных кельтским бардам, достигавшим вдохновения в шаманском экстазе; -колдунов (warlock), имевших дело с природными духами стихий; -вёльв (voelva), предсказывавших будущее; -берсеркеров, то есть воинов-шаманов, при помощи определенных психологических практик пробуждавших в себе “животную память” (“менять обличье” и “превращаться в животных”), чтобы получить сверхчеловеческую силу и нечувствительность к боли; судя по всему, эта практика имела определенное отношение к анимистским верованиям, поскольку берсеркеры носили медвежьи шкуры и “трансформировались” в медведей; подобным же образом дело обстояло с “ульфхеднами” (ulfhednar) и “свинфюлькингами” (svinfylking), разница состояла в тотеме, роль которого в первом случае играл волк, а во втором – кабан; -хагзисс (hagzissa), ясновидящих, способных к общению с богами и духами; -сейдкон (seidhrkona) и сейдмадов (seidhrmadr), для магических техник которых было характерно вхождение в определенное состояние транса.
А где то раньше был разговор на тему музыки или ритмов для таких практик, никто не слушал группу Hagalaz Runedance? У них даже композиция есть одноименная...