Не люблю долгие и непонятные вступления потому начну сразу. Человека в привычном понимании, т.е. не бездушный кусок мяса с набором безусловных рефлексов, а существо с зачатками разума не существует без социума.
А теперь разовьём. С самого детства нам прививается умение мыслить. Воспринимать, описывать, управлять, анализировать, синтезировать и прочее. Т.е. родители начинают учить ребёнка тому, что теперь называется высшими психическими проявлениями. Я долгое время стремился и хотеле уехать из города, чуть пониже в форуме это вылилось;)), но во много я ошибался. Из социума невозможно выйти не умерев, или не достигнув нирваны. И объясню почему - может эта мысль кому-нибудь из вас пригодится. Дело в том, что человек, как явление чисто психологическое есть продукт глубоко социальный. Все мысли и чувства, любые из высших проявлений являются в той или иной степенью видоизменёнными "входными данными". Остановимся на них подробнее. Опишу любопытный случай. В детстве, общаясь с авторитетным взрозслым человеком, который прививал мне стремление познавать и учиться, мы беседовали... не суть о чём, но смысл беседы заключался в том, что мне надо было сделать серьёзный вывод, высказать свои мысли, что я и сделал. Высказал, мотивировал и не без радости посмотрел на авторитет, потому как проделал немалый мысленный труд. Собеседник, с грустью глядя на меня, сказал, что всё это давно известно и что он хочет услышать МОЁ мнение, а не повторение чего-то, что известно всем, забавно. Жаль что тогда я не понял. Вся фишка в том, что человек может оперировать только входными данными: прчитал, увидел, услышал, почувствовал, рассказали и пр. И всё, что ты считаешь своими мыслями - есть входные данные, переработанные теми алгоритмами мышления, которые тебе привились с детства и модифицировались путём дальнейших взаимодействий. Я не буду спорить с тем, что потом эти алгоритмы можно развить в более точные и совсем не обязательно, что они будут доступны всем. А в состоянии младенчества умения мыслить нет абсолютно - это и есть продукт социума. В истории были опыты, когда младенцы били лишены опеки людей и что из этого вышло. Случай с Маугли, к сожалению, - фантастика. Император Акбар поручил ухаживать за 4-мя младенцами глухонемому слуге. Все дети выросли недоразвитыми и после 4-х лет такого "ухаживания" уже не смогли научиться говорить, не говоря уже о более сложных умениях - они не мыслили как Человек. Теперь ещё один интересный факт. Доподлинно известно, что котёнок выращиваемый человеком, и котёнок, выращиваемыё кошкой, останется котёнком, т.е. будет вести себя как и другие кошки, если сознательно не учить его плавать и передвигаться только прыжками, к примеру. Но человек, который выращивается без "высших проявлений" превращается в животное. И никогда у него умение мыслить не проявится. Всё это я говорю к тому, что человек, будучи с рождения помещён в социум - среду взаимодействия с себе подобными и определёнными правилами этого взаимодействия, включая умения мыслить, воспринимать, классифицировать синтезировать и др. - уже никогда не сможет выйти из оной, конечно если вдруг не разучится думать. А если всё "развитие" человека заключается только в передаваемых ребёнку данных,то к какому выводу можно прийти?..
Например к тому, что заводить ребёнка надо, понимая какую ответственность несёшь!;)))
5.2.2004 | 0:23
Информация к размышлению. [@ndrey -- 5.2.2004 | 0:23 MSK]