|
Ну что же, продолжаем разговор...
Возглас Христа - действительно темное место в Евангелии. Христианские богословы затрудняются его объяснить. Это я признаю, это факт, хотя и неприятный. Что же до единосущия - то сам Он неоднократно говорил: "Я и Отец - одно". Поскольку более достоверного источника у нас нет, то пользуемся единственным. Это, так сказать, первое.
Теперь о свободе христиан. Да, христиане, в том числе и православные, истребляли еретиков. Но, во-первых, это вообще-то противоречит учению самого же христианства (и потому критиковать эа это можно людей, но не религию). А во-вторых, само понятие свободы совести, и, в частности, постулат, что государство не должно мешать людям исповедовать ту религию, которую они хотят, было введено христианами. Они забыли про него, как только перестали быть гонимыми, но тем не менее, это их создание. Процессы над еретиками были и в Греции, и в Египте, между прочим, задолго до пришествия Христа. Вспомните, за что казнили Сократа?
И далее. Христиане были первыми, кто заявил, что человек - царь природы. Язычники, повторю еще раз, считали, что человек - всего лишь жалкий прихлебатель в мироздании, созданном для богов. Богам дозволено убивать смертных, когда захотят, подобно тому, как люди убивают быков и баранов. Так учат язычники. Христиане же объявили человека венцом творения.
Именно в христианском учении, единственном из всех, сказано, что Бог ждет от человека сознательного выбора. В язычестве этого нет. Там человек связан по рукам и ногам, и о сознательном выборе и речи быть не может. Лучше всего об этом сказала, кстати, язычница Дина Ши - есть там у нее один текстик, вот только не помню, какой именно.
Что же касается "конкретных примеров свободы христиан", то я не совсем понял, чего именно вы от меня хотите. Примеры чего я должен вам представить? И гожусь ли в качестве примера лично я? :)
Теперь о жертвоприношениях. Иудаизм, вообще-то, человеческие жертвы запретил. За ритуальное убийство детей по моисееву закону убивали. А конкретное жертвоприношение Исаака имеет несколько иной смысл, чем вы думаете. То, что принесено в жертву, уже не принадлежит принесшему. Таким образом, повелев Аврааму принести в жертву Богу своего сына, Бог хотел показать ему, что Исаак (и народ, происшедший от него впоследствии) принадлежат отныне Богу.
Обо всем этом подробно и, на мой взгляд, убедительно написано у диакона Андрея Кураева в его книге "Дары и анафемы". Он там в послесловии пишет, что ставил целью не доказать кому-то что-то, а объяснить, почему христиане делают так или иначе. Попутно ответил на несколько часто задаваемых вопросов. В том числе и на ваши. Прочитайте, интересно и полезно для общего развития. :)
С уважением, Саша.
9.7.2003 | 22:29
|
|