моя интерпритация предполагает , что в итоге мы скатимся к моему пониманию вопроса ... :) ... (будут разрешены МОИ сомнения ... :) ...) тем не менее попробую интерпретировать результат с отстранённой позиции.
то, что вопрос задавался безотносительно, не позволяет привязаться к определённой ситуации, но необходимо выделить объект, вокруг которого будет всё крутиться. я выбераю саму жалость как объект, и отношение к ней - как среду в которой она существует. (объект и среда - ключевые слова в дальнейшей интерпритации) "прежнее небо" - эта та область получения результата гадания, которая выдаёт ответы гепотетические, идеализированные, не привязанные к реальным событиям. прежнее небо можно воспринимать как некий идеальный мир, или мир такой, какой он был задуман богом при создании. таким образом само понятие жалости здесь фигурирует как некий вселенский закон или образ поведения по отношению к внешним или внутренним процессам, как образ их восприятия, оценки, как некий интерфейс, который определяет последующие действия или их отсутствие.
--------------------------------------------- Вопрос: существует ли жалость в современном мире? --------------------- Ответ: 37. Домашние Благоприятна женщине стойкость. (собственное дело, семейные отношения) *** гексаграмма Домашние описывает внутри семейные отношения , или отношения близкие к семейным (например клановые, общинные, в маленьких фирмах). так же она говорит о необходимости удалиться от глобальных планов и заняться чем-то в области более узкой и граничащей непосредственно с личными или семейными делами. прямо указывается на то, что ЖЕНСКАЯ поведенческая линия здесь более уместна, и как следствие, не уместно мужское (захватническое, жесткое , творческое) поведение. молодеет до 52. Сосредоточенность
1. Замкнись и заведи (свой) дом.- Раскаяние исчезнет. *** первая черта в гексаграмме указывает на то, что явление которое описывает гаксаграмма не существует реально, а скорее в неком зачаточном (или готовом развиться) состоянии, и часто подталкивает гадающего к тому, что бы реализовать суть гексаграммы. об этом и говорит афоризм.
5. Царь приближается к обладателю семьи. Не принимай (этого) близко к сердцу.- Счастье. *** пятая черта говорит о том, что в описываемой ситуации (в ситуации которая дана как ответ на вопрос) объект полностью лишен возможности действовать и во всех смыслах подчинён среде. поэтому "обладатель семьи" (объект - жалость) в данном случае мог бы обеспокоиться появлением "царя" (управляющей им среды - отношение к жалости) , но изначально, семейные отношения не входят в сферу интересов Царя, поэтому беспокоиться неочем. ... насколько бы мнение о Жалости не являлось доминирующим, сама по себе Жалость никогда не будет ущемлена по причине того, что её интересы лежат в совершенно иной (недоступной для среды) области.
*** в итоге гексаграмма молодеет до Состредоточенность. афоризм к гексаграмме - "(Сосредоточишься на) своей спине. Не воспримешь своего тела. Проходя по своему двору, не заметишь своих людей. Хулы не будет" . если рассматривать как некий динамический процесс, то старая гексаграмма будет указывать на начальную стадию а молодая - на конечную стадию этого процесса. по отношению к вопросу, можно было бы ответить, что в современном мире Жалость занимает некоторый кусок спектра взаимоотношений от домашнего сюсюкания, то того, что описывается Сосредоточенностью, тоесть до полного дистанцирования от поисходящего вокруг. "не заметишь своих людей" - это полностью противоположное поведение тому женскому, о котором говорилось в Домашние. если привязываться к человечаским отношениям, то указанная часть спектра не выходит за рамки охватываемых процессов, тоесть речь идёт только об отношениях с ближайшим окружением, или об отношениях которые встречаются в повседневности. (от себя ... видимо не существует жалости к неграм в Африке, скорее человек ассоциирует себя с какими-то процессами и начинает жалеть себя самого, перенося жалось в область более ему близкую)
--------------------------------------------- Вопрос: помогает ли она людям? --------------------- Ответ: 35. Восход Сиятельному князю надо жаловать коней и в круговороте дня трижды принимать (подданых). (неуклонная деятельность в одном направлении [солнце не остановить]) *** гексаграмма Восход описывает процесс деятельности на благо окружающих. деятель в этой связи сравнивается с Солнцем, которое неминуемо делает оборот вокруг Земли и одаривете своей благодатью всех. занимающему место сиятельного князя предписывается в обязанности действовать именно так. молодеет до 23. Разорение(Разрушение)
4. (Если) выдвинешься, как хомяк, (то) стойкость (будет) опасна. *** четвёртая черта в гексаграмме является старой если объект подинициативен среде, если его действия достаточно скованны, и во многом определяются волеизъявлением среды. в данном случае, описана ситуация, когда благие обязанности объекта (жалости) исполняются "из под палки", или по принуждению среды (мнения о жалости). тоесть в данном случае именно среда определяет качества и обязанности объекта. упомянутый Сиятельный князь (исполненный благодетели) вынужден следовать мнению двора в вопросах как ему эту благодетель тратить на подданых. в афоризме упомянут хомяк - как животное достаточно аморфное, безхарактерное, привыкшее делать накопления (часто необоснованные ... накопление правителем продовольствия , например на случай войны, часто приводило в Китае к голоду среди крестьян). все эти характеристики не приличествуют Князю, от деятельности которого зависит благополучие тех, на кого простирается его благоволение. так же хомяк - это представитель серой массы, это один из многих, либо тот, который поступает как и все, это тоже не личит Князю, поэтому афоризм предостерегает от "стойкости", тоесть от сохранения этих характеристик, если уж волею судьбы такое произошло.
*** гексаграмма Восход молодеет до Разрушение. в данном случае была указанна только одна старая черта (4), тоесть весь процесс производится только за счёт её одной ... проше говоря, описанные действия приводят к тому, что ситуация доводится до состояния "разрушения", можно говорить о том, что сиятельный князь в итоге теряет свою самость и все те характеристики что ему свойственны и перестаёт быть собой. ... применительно к вопросу, можно понимать ответ как ... невозможна жалость из под палки, или когда характерные особенности жалости, или то, каковой она должна быть, диктуется мнением об этой самой жалости. не может быть жалость как общественная нагрузка, она может происходить только от сердца. соответственно и помощь оказываемая жалостью зависит от того, является ли эта жалость естественной, либо её возникновение определяется воспитанием, социальными догмами, или чем-то другим.
--------------------------------------------- Вопрос: что такое жалость? --------------------- Ответ: 12. Упадок Негодные люди упадка не благоприятствуют стойкости. Не благоприятна благородному человеку стойкость. Великое отходит, малое приходит. (уменьшение значимости, ослабевание) *** гексаграмма Упадок повествует о времени, когда приходится отказаться от грандиозных планов, когда горизонты сужаются до пределов "вытынутой руки", это время застоя, время переживания трудностей, время проклинания судьбы за то, что послала испытания и упадок во все (как кажется) сферы деятельности человека. это время, когда нет возможности управлять чем-то отдалённым, когда стоит использовать самые малые возможность не гнушаясь ими и не презерая их. молодеет до 16. Вольность
5. Останови упадок.- Великому человеку - счастье. Да погибнет, да погибнет (упадок)! (И это укрепи, точно) привяжи к буйно растущей шелковице. *** суть появления пятой черты описана в ответе на первый вопрос. это ситуация, когда среда полностью берёт контроль над объектом, не позволяя ему действовать самостоятельно (точнее , действовать вообще). тем не менее, в данном случае это не есть отрицательный способ развития. изменение пятой черты гексаграммы Упадок переводит всю ситуацию в состояние Восход (см. предыдущий ответ), тоесть налицо положительные изменения, а от сюда и столь фиерический афоризм. дело тут вот в чём ... "великий человек" находящийся в состоянии упадка только и может надеяться на то, что кто-то извне вытянет его из таких отрицательных процессов. именно "буйно растущая шелковица" (как обладатель качеств буйного рассцвета) является тем, что способно и человека вытянуть из упадка. а поскольку сам Великий человек является носителем качеств Восхода, то тем самым будучи поднят из состояния Упадка он начинает как бы светиться, тоесть являет все свои положительные черты. (от себя ... возможно, что речь идёт о изначальном применении жалости, тоесть о том, что проявлением жалости следует поднимать Великих попавших в затруднительные ситуации, и тогда благодати Великих будут осенять пути всех окружающих ... вполне вероятно, что распознать величие Великого, когда он находится в Упадке - невозможно, тоесть нельзя протянуть ему руку помощи из каких-то логических соображений, и тогда остаётся только такое проявление как жалость). с точки зрения отношений объекта и среды, здесь следующая картина, объект (жалость) полностью лишен возможности действовать, и все действия производятся средой (мнением о жалости). но поскольку вопрос стоял "что есть жалость?" , то схема "объект-среда" для интерпритации не очень уместна. я бы остановился на той интерпритации, которая дана выше.
6. Низвержение упадка.- Сначала упадок, (а) потом веселье. *** шестая черта возникает в гексаграмме в том случае, если тенденции описываемые гексаграммой ни как не касаются объекта. в данном случае тот Упадок о котором идёт речь в гексаграмме видится как происходящее с чем-то внешним. можно говорить, что Великий человек видит как некто, или нечто находится в состоянии Упадка. при других активных чертах, Упадок касается самого Великого человека, тоесть сам Великий находится в Упадке. изменение шестой черты гексаграммы Упадок переводит всю ситуацию в состояние Воссоединение. по смыслу изменение шестой черты в данном случае противопоставленно изменению пятой черты. тоесть, если ранее Великий был подвержен проявлению жалости со стороны среды, при этом находясь в Упадке, то сейчас, Великий видит Упадок проявленный по отношению к внешнему объекту, и противодействует этому, что приводит к Воссоединению с объектом (можно говорить о проявлении жалости со стороны Великого человека).
*** Упадок молодеет до Вольность (афоризм к гексаграмме "Благоприятно возведению князей и движению войск"). в состоянии Вольности рекомендуется расширять зону влияния, через передачу части власти отдалённым князьям, рекомендуется предпринимать завоевательные походы для расширения владений. если рассматривать переход Упадка в Вольность, то это очень благоприятное развитие. в данном случае молодение гексаграммы происходит за счёт молодения двух старых черт (которые описаны выше), поэтому процессы описанные для отдельных черт должны рассматриваться вместе, и не в линейной зависимости.