Автор: Юрий КУВАЛДИН Тема: К 70-летию Евгения БАЧУРИНА
Юрий Кувалдин
ЯСТРЕБ БАЧУРИНА К 70-летию со дня рождения Евгения Владимировича БАЧУРИНА, поэта, композитора, исполнителя собственных песен, художника
Бачурин Евгений Владимирович родился 25 мая 1934 года в Ленинграде в семье художников. Окончил Московский полиграфический институт и Ленинградский художественный институт им. И. Е. Репина. Многие годы работал в организациях печати художником, а также как художник-станковист в Комбинате графических искусств. В студенческие годы начал сочинять стихи и писать к ним музыку. В этот период познакомился с известными бардами Алексеем Охрименко и Булатом Окуджавой, которые высоко оценили первые музыкально-поэтические опыты Евгения Бачурина. На прослушивании в Союзе композиторов СССР песен Евгения Бачурина композиторы Никита Богословский и Эдуард Колмановский рекомендовали фирме "Мелодия" издать первую пластинку песен Евгения Бачурина. В это же время вышел художественный фильм "Лика" режиссера Иона Ингуриану с песней Евгения Бачурина "Дерева", впоследствии ставшей народной. Пластинка "Шахматы на балконе" была очень тепло принята слушателями, и разошлась тиражом в 150 тысяч экземпляров. Напутственное слово к пластинке написал поэт Евгений Евтушенко. В Доме художников на Кузнецком мосту при огромном стечении публики прошла презентация этого большого диска. В Концертном зале на Невском проспекте в Ленинграде состоялся один из ярких концертов Евгения Бачурина.
Одновременно с песенным творчеством работа Евгения Бачурина как художника-иллюстратора высоко оценивалась главным редактором журнала "Юность" Борисом Полевым, главным редактором газеты "Известия" Алексеем Аджубеем, а также Радой Никитичной Хрущевой, которая в то время была главным редактором журнала "Наука и жизнь", в котором сотрудничал Евгений Бачурин. Тогда вышла большая статья в журнале Олега Попцова "Сельская молодежь" о песенном творчестве Евгения Бачурина. В 1982 году была издана вторая большая пластинка "Дерева" с аннотацией Никиты Богословского, и с его же напутствием Евгений Бачурин поехал в Академгородок Новосибирска с большой концертной программой, и одновременно с выставкой своих живописных полотен. В это же время прошла целая серия концертов в Иркутске, Братске, Кемерово, Якутске, Барнауле и во многих других городах Сибири и Дальнего Востока. Третья пластинка "Я предлагаю спеть о том..." вышла в 1986 году и вслед за ней вскоре "Пьяный корабль". В 1986 году Евгений Бачурин принимал участие в Фестивале авторской песни в Польше, где познакомился с Лехом Валенсой и был у него в гостях дома. В 1988 году Евгений Бачурин был приглашен в Англию на Фестиваль музыки и поэзии. Затем по приглашению университетов Нью-Йорка, Бостона и Чикаго совершил концертную поездку по США. В 1989 году Евгений Бачурин получил приглашение и из Франции от главного редактора журнала "Континент" писателя Владимира Максимова. Евгений Бачурин дал несколько концертов в Париже. В 1991 году состоялось несколько концертов в университетах Германии (Констанс, Мюнхен). Но больше всего концертов Евгений Бачурин дал на родине: в Рязани, Орле, Минске, Смоленске, во Владимире, в Киеве, Мурманске, Апатитах, Самаре, Ульяновске, Саратове и других городах. С 1994 года по 2002 год вышли компакт-диски: "В ожидании вишен", "Женщина и человек", "Ястреб с высоты", "Мешая истину и ложь", "Годы застолья". В 1997 году одну из крупных персональных выставок живописи и графики в Центральном Доме Художников на Крымском валу открывал Михаил Швыдкой. В 1999 году я (Юрий Кувалдин в своем "КНИЖНОМ САДУ") издал двумя заводами (1000 экз. и 5000 экз.) большую книгу Евгения Бачурина "Я ваша тень", включившую практически все поэтически-песенные произведения Евгения Бачурина. Напутствовала книгу Анастасия Цветаева. В 2002 году была издана книга "Дерева, вы мои дерева..." с предисловием Никиты Богословского.
Евгений Бачурин
НА РАВНИНЕ ВЕРСТОВОЙ
На равнине верстовой Придорожных трав прибой. Кто бы мог нам повстречаться От версты и до версты - Только ястреб с высоты.
По дороге конь скакал, Всадник прутиком играл. Невозможно жить в квартире, Как картошине в мундире, - Знает ястреб с высоты.
А во всю длину судьбы Понаставлены столбы С проводами, с воробьями, Что сидят на них горстями. Ястреб смотрит с высоты.
Кто товарищ нам с тобой - Только ветер верстовой, Только бабочка в платочке, Что уселась на цветочке. Смотрит ястреб с высоты.
Я от жизни городской Брошусь в травы, как в прибой, А придет в пути кончина, Положи меня в цветы. Ястреб смотрит с высоты.
ЛЕСНАЯ БЫЛЬ
В лесу, в тени деревьев Проводят каждый день Енот-домохозяйка И юноша олень. Енот посуду моет, Стирает и метет, Салат из трав готовит, На то он и енот. Олень - великий Гэтсби, Мечтатель и поэт, Он дали созерцает, Пока медведя нет. Пеняет на рутину Отечественных стен И гонит все картину По части перемен. А перемены будут - Грядет лесоповал, На то в лесу и люди, Чтоб дикий зверь не спал. Не то рога на мыло, А шкуры для сапог. Спаси нас и помилуй, Енотовидный бог.
*** Я слышу слова неразборчивой речи, Как призраки, бродят они между нами. А, может быть, это поток в Междуречье О чем-то беседует тихо с горами. А сердце устало отсчитывать годы Любви и ненастья, надежды и страха. И мы, как отжившие время народы, Сидим на руинах былого размаха. Величие замыслов только вначале, Близки горизонты, доступны вершины.
Но к этому берегу Ной не причалит, Поскольку опять в акватории мины. И тянутся нитками воспоминанья, Сшивая бегущее время с пространством, В котором мне слышится голос преданья О вещем Олеге, поверившем в старца.
*** Ну, кому это нужно - Сидеть на краю небоскреба Или бежать по канату С покойником на руках? Даже если окажется, Что хорошим был человеком, Это еще неизвестно, Останется ли он в веках. Старания бесполезны, Будь ты Фортенбрас или Глостер С физической подготовкой, И пайщиком фирмы "Kriss". Но если прочь отвернуться, Глаза наполнятся морем, Волна присядет на камень, А с моря подует бриз. Вам кажется, жизнь короче, А берег турецкий ближе, Бананы весной дороже, И в этом сомненья нет. Старания бесполезны, Но если прочь отвернуться, Увидите, жук пролетает, Гора заслоняет звезды И наступает рассвет.
ЧЕРЁМУШКИ-БЛЮЗ
От Профсоюзной до Черемушек Не надо ехать на метро, А лучше, не жалея ножек, Вечерней улицей пройтись. Лежат каштановые тени От придорожных тополей, Под ними много запоздалых И неприкаянных людей. Не видно лиц, лишь силуэты, Стук банок, смех и голоса, Вот два бомжа или поэта Последний режут огурец. А у обочины путана Остановила мерседес, Героя своего романа Она сейчас себе найдет. Куст превращается в корабль, Скамейка в видеосалон, А между ними, чуть качаясь, Стоит задумавшийся слон.
*** Под тентом Родины, В кругу сограждан, Лежу расслабленный, Как датский принц. Я здесь бездействую, А занят каждый, Кто сейфы взламывает, Кто ищет шприц, Пока не грянул судный день!
Мы релаксируем Под южным солнцем На фоне девочек И дискотек. Нам все до лампочки: Фенол и стронций, Кто баксы делает, тот человек. Пока не грянул судный день!
Рисую крестики, Считаю нолики Вдали от киллеров, От дел вдали. И джин я пью Не только с Толиком, Но также с Эдиком И Натали. Пока не грянул судный день!