Тогда твой пример с авиабазами вообще не к делу - ты его проверить не можешь. Еще раз моя точка зрения - при рациональном подходе аборигены бы попытались спереть игрушку, чтобы выяснить. как она работает. Вспомни детей, которые на веру принимают только только словесные утверждения - именно потому, что проверить не могут. Все остальное они разбирают или пробуют. Насчет коллективности - извини, единичный индивидуум - всегда порождение коллектива. В противном случае мы бы так и мычали в пещерах. Те же папуасы меняют богов как перчатки - если боги не помогают им, так что и культ самолетопоклонников должен был умереть. Отношение в примитивных культах к богам - ближе к рациональному - помогает-не помогает. То что большинство закономерностей выводятся именно посредством мифологического сознания всего лишь помогает исключить прямую цепочку между действием результатом. А мифологическое сознание проявляется именно в обожествлении первоначальном всего окружающего. Стругацкие натурных экспериментов не ставили. Все умозрения ты отметаешь, как непроверяемые. Или ты ВЕРИШЬ Стругацким?