Автор книги - Фрейя Асвинн, название - "Руны и мистерии северных народов", издана ФАИР-ПРЕСС, 2003 год.
Я напишу обзор по той части, которая касается описания рун, потому что все остальные части комментировать незачем – они и так хороши. В рунах же есть очень хорошая, ценная, идея, которая натолкнула меня на размышления, и эти размышления я в статье и приведу. Собственно, основной смысл этой статьи – конструктивная критика некоторых моментов этой идеи.
Итак, основная идея Фрейи Асвинн в описании рун состоит в следующем. Асвинн увязывает Старший Футарк, а точнее, последовательность рун в нем, с космологией древних скандинавов. Иначе говоря, руны соответствуют неким важным событиям в сотворении и развитии мира, а их последовательность отражает хронологию этих событий. Очень сжато это можно отобразить так:
Fehu
Первозданный огонь Муспельхейма
Uruz
Вечные льды Нифльхейма
Thurisaz
Великан Имир и его дети
Ansuz
Бури, предок Одина
Raido
Миропорядок, установленнный Асами
Kenaz
Солнце и Луна
Gebo
Дар жизни, который трое Асов вручили людям
Winjo
Совершенство мира, золотой мир
Hagalaz
С одной стороны – это мир Хел, с другой – норна Урд. Каждая из трех рун противления соответствует норне, а каждая норна, по Асвинн, появлялась с очередным убийством Гулльвейг
Naud
Нифльхейм и норна Скульд
Isa
Йотунхейм и норна Вернанди
Jera
Здесь омрачение достигло пика, и начинается поворот к светлому и хорошему. Асвинн обращает особое внимание на то, что Jera – это середина Футарка, и, как она говорит, «Инволюция достигает здесь низшей точки, и единственный выход из нее ведет через руну Jera”.
Eihwaz
Здесь Один пригвоздил себя к Игдраззилю, получив знания о рунах и мистериях
Perth
Здесь один выпил из источника Мимира, который символизирован руной Perth
Algiz
Здесь родились валькирии
Sowulo
Символизирует возрождение сознания
Teiwaz
Символ железного века, оружия. Третий атт отвечает за развитие человеческого пути
Bercana
Переход к земледельчиским общинам
Ehwaz
Одомашнивание животных
Mannaz
Возникновение понятий «закон», «дух».
Laguz
Эмоциональное развитие и возникновение человеческой магии
Inguz
Люди осознали своих богов
Dagaz
Мир уничтожается. Достигается пик эволюции, после которого происходит немедленный спад в виде Рагнарека, и Dagaz символизирует Рагнарек.
Odal
Те выжившие после Рагрнарека продолжают свою историю
Вот так выглядит это все в представлении Асвинн. Надо сказать, что на рунах Fehu, Uruz, Thurisaz и Ansuz эта идея о календарном значении Футарка является действительно рабочей. Все сходится до мелочей. Но в процессе Асвинн пошла по несколько сомнительному пути прокрустова ложа, а именно уложила все руны в свою теорию, пообрубав лишние части и вытянув недостающие. Порой логика Асвинн мне неясна. У меня есть конструктивные замечания по развитию этой логики.
Во-первых, руна Kenaz. С ней все очень странно. С одной стороны, сначала был установлен миропорядок Raido – Асвинн связывает его с четырмя сторонами света, а также с периодикой дня и ночи, с обращениями солнца и луны. При этом сами солнце и луна почему-то появляются после того, как их установили на свои места. Это очень странно, между тем, Асвинн настаивает на том, что Kenaz соответствует «небесным факелам» солнца и луны. Но, если вспомнить миф «Мундильфери и его дети», мы поймем, что создание солнца и луны должны следовать за созданием первых людей – эта хронология тоже нарушена. Налицо логическая нестыковка – мы знаем, что сначала появились люди, потом – Солнце и Луна, а потом солнце и луну пустили по кругу (чтобы что-то пустить по кругу, это что-то нужно сначала заиметь). В интерпретации Асвинн мы получаем, что сначала солнце и луну пустили по кругу, потом создали, а потом собственно народились люди. Если при это учесть, что из чисто лингвистических соображений с Солнцем соотносится Sowulo, а не Kenaz, то версия Асвинн очень сомнительна. Кроме того, Kenaz совершенно не несет негативного оттенка, оттенка «язвы».
Мне кажется, что Raido имеет смысл установления, действительно, четырех сторон света, миропорядка, но без светил. Просто Raido символизирует сам факт того, что порядок был создан – Земля из тела Мимира, облака – из его мозга и так далее. Кроме того, если очень хочется привнести в эту схему периодичность, то можно вспомнить о звездах, которые пустили по строго определенным траекториям для определения времени. Да и Raido не имеет особо смысла периодичности, ей более присуща пространственная составляющая.
Kenaz же, на мой взгляд, соответствует богу Локи. Локи – достаточно важная фигура для того, чтобы выделить специально для него руну. Локи имеет, помимо своего светлого аспекта, темный аспект – который прекрасно соответветствует аспекту «язвы» Kenaz. Наконец, Локи (Лодур) нужен в руне Kenaz для того, чтобы в руне Gebo дать людям «кровь и румяные щеки». И наконец, Локи, судя повсему, присоединился к асам не в момент собственно творения земли, но после этого – поэтому оправданно то, что Локи находится после рун Ansuz и Raido.
Некоторые источники утверждают, что существовал некий утраченный миф о «побратимстве» Одина и Локи – в таком случае, Kenaz может быть отражением этого мифа.
В данном контексте, Winjo вряд ли можно толковать как золотой век, потому что солнца еще не создано. Хотя, здесь завершены божественные творения «начерно», поскольку Солнце и луна – это уже более позднее нововведение, которое произошло при участии людей.
Далее, у меня очень много вопросов к соответствиям рун Hagalaz, Naud и Isa, которые, я напомню, соответствуют, по Асвинн, Хел, Нифльхейму и Йотунхейму. На каком основании это было сделано, я не знаю, но, вероятно, поводом послужили лингвистические аналогии. У самой Асвинн в этих трех рунах очень много нестыковок. Например: «Нифльхейм… связан со стихиями воды и воздуха, образующими град». Тогда было бы логичнее уж и Нифльхейм увязать с «градом». Но, на мой взгляд, град как таковой не связан с Нифльхеймом, он скорее соответствует Йотунхейму. Хел же представлен как «мрачное, угрюмое место», однако «его обитатели не подвергаются мучениям», в то время как Hagalaz выглядит весьма агрессивно. И так далее – список логических нестыковок можно продолжать долго.
На мой взгляд, было бы правильнее соотнести Hagalaz с Йотунхеймом, Naud с Хел и Isa – с Нифльхеймом. Это достаточно очевидное соответствие, на мой взгляд, и оно оправдано: Йотунхейм, и его обитатели, которые, между прочим, посылают неурожаи и управляют разрушительными силами природы, связаны с градом, и с Hagalaz. Далее, Naud достаточно мрачная и унылая руна, ее связь с Хел тоже не вызывает сомнений, и Isa прекрасно соответствует миру снега и льда – Нифльхейму.
Предположение о том, что, каждая норна рождалась с очередным убийством Гульвейг, выглядит спорно – во-первых потому, что норны предсказали приход жажды золота (следовательно, были ДО нее), во-вторых, потому что они всегда были вместе. Гульвейг, ИМХО, привнесена в рунический строй совершенно напрасно, ей там места нет.
С последующими рунами не возникает особых разногласий, хотя, конечно, их соответствие хронологии весьма натянуто бывает.
Больше всего недоумения вызывает руна Dagaz. Почему Асвинн решила объявить ее руной Рагнарека? Я не понимаю. Во-первых, из таблицы ясно видно, что мир скатился в пропасть буквально за минуту – только что мы обсуждали эмоциональный рост и развитие, и вдруг мир сразу, моментально рушиться.
Затем, Асвинн говорит, что Jera символизирует переход от инволюции к эволюции, а Dagaz – наоборот. Но помилуйте, это уж слишком! Во-первых, из этого следует, что создание мира, творение людей и, наконец, совершенство Winjo было инволюционно! Затем, если мир и повернул к разрушению в точке Dagaz, совершенно непонятно, почему немедленно после такого перехода все моментально рушится. Разве после дня летнего солнцестояния немедленно наступает самая длинная ночь? Нет! Должно пройти еще очень много времени, прежде чем инволюция наберет мощь, и вот тогда, на ее пике, мир и рухнет.
Кроме того, Фрейя Асвинн особо обращает внимание на то, что Jera и Dagaz являются 12 и 24 рунами Футарка, и подводит под это нумерологическую базу – в виде деления Футарка пополам и вычисления точек пиков энволюции и инволюции. Но удовлетворительное объяснение руне Odal дано лишь в том случае, если Dagaz стоит на 23 месте!
Я готов согласится с тем, что Dagaz символизирует пик эволюции, и после нее начинается разложение – но разложение это постепенное, не сиюминутное и продолжается до сих пор. Мир движется к Рагнареку, мы находимся в этой эпохе – и эта эпоха началась с «приходом» руны Dagaz. Однако с тем, что Jera является пиком инволюции, я согласиться не могу. Конечно, руны противления наталкивают на мысль о том, что все стало как-то плохо, но ведь даже в этом случае инволюция не началась с самой руны Fehu! На мой взгляд, от этой теории пиков и спадов, которая основывается лишь на двух рунах из двадцати четырех, необходимо оказаться – у нее слишком малая доказательная база и слишком уж сомнительны ее выводы.
Резюмируя, хочу сказать, что предложенна Асвинн схема действительно интересна и действительно хорошо работает на первой половине Футарка – где-то до руны Jera. После этого явно начались какие-то натяжки. Возможно, следует как-то помыслить в этом направлении, чтобы придать календарной теории рун некий завершенный и непротиворечивый вид. Идея безусловно интересная, однако конкретная ее интерпритация в описании рун, данном Асвинн, весьма сомнительна.
Помимо описаний рун, в книге Асвинн много информации о магии и мантике. Эти разделы очень любопытны, и с практической точки зрения тоже.
На мой взгляд, книгу прочесть стоит. Хотя и с карандашом в руках, чтобы делать на полях заметки.