Работа с текстом И-цзин
Предыстория.
Собственно вопрос-то возник «что такое медитация и откуда она взялась» на форуме .. я думал думал .. порылся как всегда в И-цзин .. и нарыл то что ниже ..
Конечно же всякий волен с этим не согласиться .. ну да и ладно . .:) .. каждому своё ..
жалко было что какой-то труд пропадёт в недрах форума .. вот и выложил . .:)) ..
не знаю кого и чему этот отрывок может научить .. может кто-то хотя бы примет во внимание что книги можно не только читать, но и иследовать .. и то ладно ..
как говорили древние - "УЧИТЕ МАТЧАСТЬ" - :))
-------------
-------------
20. ГУАНЬ. Созерцание (Видение, Обзор, Медитация, Наблюдение, Рассматривание).
Умыв руки, не приноси жертв; владея правдой, будь нелицеприятен и строг.
Описывается ситуация возвышения через наблюдение окружающей действительности. Приступание к молению и единению с высшим смыслом и Богом, но не принося при этом жертв. Это подразумевает высшую степень доверия к происходящему и грядущему, к должному и вершащемуся.
Здесь мотив для создания способов обучения на основе знания тонкостей предмета и возможностей учеников.
Так рекомендовано изучать происходящее, оценивать имеющееся, сближаться с подвластному и принимать данность.
==============
иероглиф знака Созерцание в самом тексте И-цзин встречается только несколько раз .. полагаю, рассмотрение того как он употребляется позволит лучше уловить что за ним скрывается ..
иероглиф Созерцание в тексте к другим знакам Гуа встречается только единожды - к гексаграмме Питание (или Челюсти 27) - "Созерцание Челюстей - непроизвольное жевание".
а так же в афоризме к первой черте этого знака - "Соцерцаешь мою отвисшую челюсть . несчастье".
больше в тексте афоризмов иероглиф не встречается, зато встречается несколько раз в пояснении ТУАНЬ "структура", например ..
к знаку Разрушение (Обдирание 23) -
от Послушности к Недвижности - Созерцание образов
к знаку Взаимодействие (Соощущение 31) -
Созерцание того что вызывает чувства, даёт возможность видеть настроения (свойства) множества предметов Неба и Земли
к знаку Постоянство (Дление 32) -
Созерцание того что длится, даёт возможность видеть настроения (свойства) множества предметов Неба и Земли
к знаку Воссоединение (Собирание 45) -
Созерцание того, чем скапливается, даёт возможность видеть настроения (свойства) множества предметов Неба и Земли
в ЦЗА ГУА ЧЖУАНЬ читаем - "Смысл знаков Вглядывание (Посещение) и Обозрение (Созерцание) заключается в давании (отдаче) и в подношении (взятии, стремлении)"
вот собственно и все употребления иероглифа Созерцание.
кроме того, наверное стоит указать, что по структуре знак Созерцание обратен знаку Посещение (Взгядывание). суть Взглядывания состоит в рассматривании и поиске взглядом интересующего объекта, после того как объект вглядывания обнаружен и идентифицирован наступает момент познания объекта - созерцание его, узнавание тонкостей его состояния .. собственно в этом различие видения (зрения) и ясновидения (метафизического зрения) .. первое служит для обнаружения объекта и "прилипания к нему" второе - для познания качеств и состояний объекта уже определённого.
структура Гуа Созерцание такова, что вверху находится Ветер (дерево) а внизу - Земля.
Ветер всеобемлющь, всепроникающь, то есть, вверху находится как бы полный доступ ко всему, своего рода океан информации, которая способна к беспрепятственному взятию.
внизу - Земля, Земля способна принимать в себя бесконечно и наиболее полно, полностью отдаваясь тому что она принимает.
таким образом выстраивается образ качеств, когда с одной стороны всё открыто что бы давать, без нажима и без активного посыла, а с другой стороны всё открыто что бы принимать.
именно поэтому говорится о согласности и доверии, Созерцание не подразумевает какого бы то нибыло изменения того что наблюдается, и никакого сопротивления наблюдаемому не оказывает, потому как в Ветре не заключено никакого импульса, только полная проводимость.
и так ..
в знаке Челюсти мы видим "Созерцание Челюстей - непроизвольное жевание" .. это медитация на процесс жевания, когда наблюдающий сам начинает непроизвольно двигать челюстями.
"Созерцаешь мою отвисшую челюсть . несчастье" - говорится о факте зависти или злорадства, когда наблюдение челюстей вызвано либо желание обрести что-то (например благополучие), либо порадоваться чужой невзгоде (например болезни) .. то есть, косвенно предупреждается о неблагоприятности медитации на чужое добро или неприятности.
далее, Созерцание даёт возможность познания свойств множества предметов, когда происходит Созерцание "того что вызывает чувства" "того что длится" "то чем скапливается" .. не вдаваясь в подробности, можно сказать, что это своего рода атрибуты вещей, то есть, если о вещи можно сказать что она длится (продолжается во времени) то её можно и созерцать и тем самым познать её свойства, так же , если вещь воздействует на органы чувств или разум, и если она является категорией объединяющей другие вещи.
например месяц Апрель - длится, но при этом не оказывает действия на чувственную часть человека ... чувства вызывают любые вещественные предметы, или же категории этические или моральные ... и ещё такие категории собирательные как опыт человека, или семейные связи, родство видов. например берёза в Канаде и берёза в России объеденены по принципу отношения к одному виду, что само по себе не подвержено длению и не вызывает чувств. тоже с идентификацией явлений как относящихся к разрядам, например - если упасть, то сломаешь ногу, если ударить - получишь сдачи, украдёшь - посадят то есть, результат деятельности относится как неблагоприятный исход - тоже собирательность (скаприваемость).
все это вещи подвержены Созерцанию, то есть, возможен процесс медитации направленный на них.
Автор: Runables -- 2.2.2004 | 17:4 (MSK) |
Завхоз: Magistr (c) 2000 - 2001
|