И-цзин. Оракул и система Перемен.
Говоря о И-цзин как о оракуле, следует прежде всего
учитывать что такое восточные оракулы.
Традиционно, оракулом на востоке считается человек.
Схема действия такого оракула примерно следующая.
Существует род, который является оракулом в данном регионе.
В любой момент времени, роль оракула исполняет один из членов семьи, к нему
приходят за советом , и он даёт советы. Когда данный человек умирает, то на его
место встаёт другой член семьи, и принимает на себя обязанности оракула.
Таким образом, существует некий семейный оракулический
канал, к которому и подключаются представитель определённого рода, для которых
этот канал и является родовым. Человек не из числа родственников не может стать
оракулом, не может подключиться к каналу.
Исполняющий в настоящий момент роль оракула человек при
решении каких-то вопросов, обращается к своим предшественникам, к духам тех
представителей рода, которые были оракулами до него. Таким образом родственный
канал расширяется, и остаётся быть принадлежащим данной семье.
Исходя из всего вышесказанного, не сложно заметить, что
И-цзин как оракул не похож на традиционные оракулы. И прежде всего это различие
видится в знаковой системе, которой снабжен И-цзин, и в его непринадлежности к
какому-то определённому роду или человеку. Но два эти факта взаимосвязаны.
В древности Фуси был ваном поднебесной. Глядя вверх,
наблюдал символы на Небе. Глядя вниз, наблюдал образы на Земле. Наблюдал
письмена птиц и зверей. Следовал земным правилам. То, что близкое, находил в
себе. То, что далёкое, находил у других существ. Исходя из этого он изобрёл
восемь триграмм, показывающих сполна добродетели просветлённого духа и
располагающих по родам свойства тьмы вещей.
(Си ци чжуань, нижний раздел, чжан 2)
Это о том, как были созданы триграммы – первоначальные знаки
системы И-цзин.
Конечно И-цзин не единственный китайский оракул не имеющий
привязки к определённому роду, но все подобные оракулы имеют знаковую систему,
более или менее качественную.
Передача канала от родственника к родственнику не нуждается
в дополнительных системах знаков, всё происходит на уровне родственных
отношений, кроме того, умирающий оракул входит в число духов-предков, и имеет
непосредственную связь с новым оракулом, получая её ещё при жизни.
Выход на «сторонний» канал требует каких-то ориентиров, так
же требуется и система расшифровки приходящей информации, потому как
«бессмертные святые» связанные с каналом могут в принципе и не знать
обращающегося к ним, и тем более обращающийся может не понять то, что приходит
из канала.
Именно для решения всех этих проблем и существуют знаковые
системы привязанные к «ничейным» оракулам.
В данном случае речь идёт о И-цзин. Можно заподозрить Фуси в
том, что он сам был традиционным оракулом, то есть имел собственный канал, и в
какой-то момент изобрёл знаковую систему, что позволило отдать канал на
сторону, для того что бы другие ваны могли продолжать управлять Поднебесной
(следует помнить, что все первые императоры развивали цивилизацию так или иначе
используя или канал, или знаковую систему, оставленную Фуси после себя).
«Наблюдая символы на Небе», то есть получая непосредственно
предсказания и указания через собственный канал, и «наблюдая образы на Земле»,
то есть рассматривая воплощения этих предсказаний и небесных знаков, Фуси
изобрёл систему Гуа, которая позволила и связываться с каналом, и
интерпретировать получаемую информацию, что дало возможность Фуси оставить
канал после себя и отдать его насторону вместе со знаковой системой.
И так, то, с чем проявляются Перемены, - это символы.
Символы – это изображения.
Суждения – это содержание. Черты (яо) – это то, что
подражает движению Поднебесной.
Таким образом, счастье и несчастье рождаются, проявляются
сожаления и недовольства.
(Си ци чжуань, нижний раздел, чжан 3)
Это краткое перечисление и оно же разграничение объектов
характерных для И-цзин. Рассматривая систему, или книгу, или оракула нужно
различать Символы (образы), Тексты (смыслы) и Яо (динамические резонаторы,
«слушающие» перемены и следующие им).
К сожалению, Символам и Текстам (материализованные
составляющие) уделяется гораздо больше внимания подчас, чем третьей
составляющей (сенсорной).
Но именно момент определения Изменения может быть наиболее
захватывающим и интересным, момент щелчка, когда становится ясно, какое
состояние примет Яо, Янской или Иньской чертой станет. Когда же все Яо
заполнены, то возникает Символ, а к
нему уже имеется Текст.
Символами И-цзин являются гексаграммы (или триграммы), к ним
имеются названия, которые уже есть не что иное как Тексты. Текстами же являются
афоризмы к гексаграммам и чертам. Далее, Тексты поясняются Суждениями, которые
и являются основным (по объёму) содержанием И-цзин (как книги).
Символическая система И-цзин позволяет и не использовать его
как оракул. Символов и Текстов достаточно чтобы наблюдать окружающий мир и
познавать его с точки зрения Перемен. Можно во внешнем виде находить
соответствия знакам, составлять таким образом символы, и рассматривать
соотношения всех вещей в мире, опираясь на их соответствия родам, Символам, и
их познанным взаимоотношениям. Можно находить соответствия знакам и в моментах
времени, в астрологии, в расположении м в любых атрибутах вещей доступных
человеку, и всё это устанавливать в Символе, и ко всему непонятному получать
таким образом поясняющие Тексты.
Если же говорить о И-цзин как о оракуле, то связующим звеном
между системой (системой Земных знаков) и Небом (духами-Шэнь) будут Яо.
Обращаясь к Небу за ответом, человек заполняет Яо, получает
тем самым Символ и исходит уже из этого.
Совершенномудрые люди владели тем, посредством чего
прозрели сокровенное Поднебесной и составили для всего описания внешнего вида.
Образы поставили в соответствие их вещам. На этом основании говорится об
образах.
Совершенномудрые люди владели тем, посредством чего
прозрели движения Поднебесной и усмотрели его схождения и связи. Поступки
согласовали с правилами и ритуалом. … На этом основании говорили о чертах (яо).
(Си ци чжуань, верхний раздел, чжан 8)
Так говорится о происхождении Символов (образов) и основании
для работоспособности Яо (превращающихся чертах).
Первоначальным важным условием для того что бы Яо
заполнялись правильным образом является соблюдение ритуала, который разработали
Совершенномудрые люди. Ритуал в данном случае, если отбросить
морально-этические наслоения, это законный способ заполнения превращающихся
черт (Яо), или, традиционный способ получения гексаграмм (Символов).
Традиционная техника получения гексаграмм – это «техника
тысячелистника». Это специальный набор действий по обработке Чисел получаемых в
процессе пересчёта стеблей тысячелистника.
Если говорить об технике тысячелистника коротко, то во время
ритуала заполнения Яо, гадающий производит последовательные ассоциации
рассматриваемых и используемых чисел (посредством стеблей как счётных
предметов), со многими основополагающими числами китайской метафизики, тем
самым добиваясь резонанса процессов происходящих в Поднебесной (в Мире) и чисел
получаемых гадающим в качестве основания для заполнения Яо. Производя все
необходимые действия правильным образом, гадающий даже не будучи от рождения
ясновидящим, претендует на подключение к каналу оракула И-цзин, и обретает
своеобразное техническое ясновидение, которое выражается в получении правильных
Чисел, на основании которых строятся Символы, и производится интерпретация.
Таким образом, гадающий добивается двусторонней
Проводимости, к Небу (добиваясь резонанса через Ритуал) и к Земле (добиваясь
превращений Яо).
PS: Пожалуй, на этом можно и закончить.
В данной статье я пытался ответить на вопрос как работает
оракул И-цзин, почему он работает, за счёт чего получают предсказания, в чём
разница между системой Перемен и оракулом, и где граница разделяющая эти
понятия, можно ли использовать И-цзин не подключаясь к каналу, можно ли
получать ответы от оракула не используя Тексты.
Надеюсь, что кто-то из тех кто прочтёт это получит ответы на
данные вопросы.
Учитель сказал:
- Письмо не исчерпывает речь, речь не исчерпывает мысль.
В таком случае, не могли ли мысли совершенномудрых быть невыраженными?
Учитель сказал:
- Совершенномудрые составили символы – этим исчерпав
мысли; установили Гуа – этим исчерпав все оттенки образов; связали слова, в которых исчерпали речь;
передают превращения в их проводимости тем самым исчерпывают их пользу;
возбуждая их, стимулируя их исчерпывающе выражают Дух.
(Си ци чжуань, верхний раздел, чжан 12)
Сравните этот отрывок с расхожей цитатой «мысль высказанная
есть ложь». Надеюсь, вы поймёте о чём реально говорится в этой расхожей цитате.
В отрывке же прямо задаётся вопрос «можно ли
быть уверенным, что информация полученная от И-цзин через канал от духов-шень
является полной, и правдивой? Могут ли святые бессмертные донести до гадающего
ту информацию которую донести следует?». И ответом является очередное
перечисление всех основных частей оракула и системы И-цзин, которые и позволяют
гадающему понять духов, а духам передать гадающему именно ту информацию которую
должно передать.
Я не утверждаю, что нельзя получить предсказание пренебрегая
тем или иным пунктом этого списка. Думаю что получить предсказание можно. Но,
можно ли быть уверенным что «мысли совершенномудрых остались до конца выраженными»?
Этот вопрос всегда толкал ицзинистов на всё более и более
глубокие поиски, на всё более детальное изучение феномена И-цзин, на расширение
его знаковых систем, на уточнение его текстов, на более точную калибровку
резонансов Яо.
Автор: Runables -- 30.11.2002 | 18:5 (MSK) |
Завхоз: Magistr (c) 2000 - 2001
|